>  AiRUnion или «Росавиасоюз»?

04.09.2006AiRUnion или «Росавиасоюз»?

AiRUnion или «Росавиасоюз»?

«Росавиасоюз» — звучит гордо

Еще недавно руководитель Росимущества Валерий Назаров выступал против единого авиаперевозчика AiRUnion, возглавляемого компанией «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»). Такой альянс, по его мнению, стал бы серьезным конкурентом «Аэрофлота», чей контрольный пакет принадлежит государству. И вдруг позиция имущественного ведомства резко изменилась. Его письмо о создании на основе входящих в AiRUnion авиакомпаний нового авиаобъединения по ступило в Минтранс, Минэкономразвития и Федеральную антимонопольную службу.

В авиакомпании «КрасЭйр» инициативу Росимущества комментировать отказываются, в самом ведомстве также ничего не объясняют. Известна пока лишь причина появления нового имени: для перевозчика, претендующего на статус национального, явно больше подходит название «Росавиасоюз». В связи с этим некоторые аналитики высказывают предположение, что Правительство собирается создать вторую сильную государственную авиакомпанию, которая будет представлена преимущественно на рынке внутренних авиаперевозок. Она сможет более гибко использовать имеющийся самолетный парк и, что самое важное, регулярно проводить его обновление, заключив масштабные контракты с отечественным авиапромом и зарубежными лизинговыми фирмами.

Свой путь Росимущества

В июле состоялось собрание акционеров ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии», на котором не была утверждена годовая отчетность за 2005 год. Произошло это потому, что государство, контролирующее 51% акций «КрасЭйр» и интересы которого представляло Росимущество, воздержалось при голосовании. Такая позиция для многих акционеров оказалась более чем странной, поскольку в мае прошел совет директоров компании, где те же чиновники единогласно одобрили итоги прошлого года.

Действия Росимущества могут быть вызваны тем, что дела компании находятся сейчас далеко не в лучшем состоянии. В прошлом году «КрасЭйр» снизил чистую прибыль на 39,3%, сократился и объем перевозок пассажиров на 7% по сравнению с 2004м годом. Кроме того, в первом полугодии нынешнего года «КрасЭйр» покинул пятерку ведущих российских авиакомпаний,вытесненный более динамично развивающимися «ЮТэйр» и «Трансаэро».

При этом другие члены AiRUnion оказались удачливее. Более того, его лидером по росту объемов перевезенных пассажиров стали «Домодедовские авиалинии». По этому показателю альянс занимает сейчас третье место после авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь». Стоит учитывать и то, что Генпрокуратура Красноярского края по иску Росимущества к «КрасЭйр» в июне возбудила уголовное дело по статье «мошенничество в особокрупном размере». Речь идет о решении годового собрания акционеров перевозчика об одобрении договора по размещению облигационного займа альянса AiRUnion на сумму 1,5 млрд руб. в «КрасЭйр». Представители государства на этом собрании проголосовали против сделки, но их голоса не были услышаны, что дало повод для иска. В конце июля Арбитражный суд Красноярского края вынес постановление признать недействительными решения годового собрания. Причем вначале чиновники от Росимущества собирались оспорить облигационный заем как незаконный, однако впоследствии от этой идеи отказались, удовлетворившись опротестованием итогов собрания. Теперь самому займу ничто не угрожает, поскольку судебное решение никак не может повлиять на выполнение обязательств авиакомпании перед партнерами и инвесторами. Но даже несмотря на это, в КрасЭйре» заявляют, что собираются обжаловать решение Арбитражного суда. Красноярцы действительно не остаются в долгу. КрасЭйр» уже подавала иск на Росимущество, требуя возобновить действие договора о безвозмездном использовании ею взлетнопосадочной полосы красноярского аэропорта «Емельяново». На основании договора 1993 года «КрасЭйр» пользовалась аэродромом бесплатно, однако весной нынешнего года договор утратил свою силу и Росимущество потребовало от авиакомпании платить за аренду $9 млн в год. До суда дело все же не дошло, поскольку обе стороны решили уладить конфликт своими силами и теперь ведут переговоры по вопросу арендных ставок за ВВП.
После всех этих малоприятных перипетий в отношениях «КрасЭйр» и Росимущества многих аналитиков поставило в недоумение заявление последнего о необходимости создания на базе альянса AiRUnion государственного авиахолдинга. Впрочем, теперь процесс «легализации» альянса, возглавляемого «КрасЭйр», сдвинулся с мертвой точки.

В игру вступает«ведомство Грефа»

Возможно, нынешние непростые отношения между Росимуществом и «Красноярскими авиалиниями» уже не имеют особого значения. Дело в том, что диаметрально противоположную Росимуществу позицию по поводу схемы строительства авиатранспортного холдинга во главе с «КрасЭйр» заняло Минэкономразвития. В августе Герман Греф официально заявил, что контрольный пакет в объединенной авиакомпании должен принадлежать частным акционерам, а не государству. Для большей убедительности по его указанию подготовлен соответствующий проект указа Президента о консолидации региональных авиаперевозчиков на базе красноярской авиакомпании. «Решение о создании альянса уже принципиально принято и получило одобрение Президента», — сказал министр.

Как сообщил гн Греф, по объемам пассажирских перевозок новая авиакомпания выйдет на второе место в России, пропустив вперед лишь «Аэрофлот». В дальнейшем AiRUnion сможет принимать в свой состав авиакомпании, принадлежащие частным владельцам.

Как считают наблюдатели, предложение Минэкономразвития, оформленное в проект указа Президента, может поставить точку в затянувшемся споре о том, как развиваться альянсу. Прессслужба Росимущества уверяет, что принципиальное расхождение позиций министерства и подчиненной ему структуры — не более чем обычная рабочая ситуация, поскольку «на начальном этапе любые проекты нередко могут противоречить друг другу, а потом происходит их согласование и утверждение».


Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт