TTG Luxury Russia

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

01.11.2008 AiRUnion, его друзья и конкуренты

AiRUnion, его друзья и конкуренты

  Кризис авиационного альянса AiRUnion не обошел стороной многие авиакомпании. Однако в первую очередь он затронул те из них, которые контролируют те же акционеры, что и разорившийся альянс

Malev

  Контрольный пакет национального перевозчика Венгрии Malev в прошлом году за €1 млн приобрел консорциумом AirBridge, чьим основным акционером выступает (или, по другим данным, выступал прежде) Борис Абрамович, брат Александра Абрамовича — первого лица в AiRUnion. Новые владельцы пообещали активизировать полеты компании на российском направлении, для чего планировалось увеличить провозные емкости воздушных судов на маршрутах, а также значительно расширить географию полетов в Россию. Кроме того, российские собственники взяли на себя долговые обязательства венгерской компании, а также предоставили гарантии по увеличению капитализации Malev до €50 млн и выше.

  Однако практически ничего из намеченного так и не было сделано. Более того, венгерская авиакомпания собралась приступить к сокращению полетной сети и наметила увольнение персонала. Протест по поводу этих действий руководства перевозчика высказала Hunalpa — национальная ассоциация пилотов Венгрии. По ее мнению, все это «свидетельствует о недостатке профессионализма нынешнего менеджмента Malev». Как заявляют профсоюзные лидеры, компания, наоборот, должна наращивать число дальних маршрутов и осваивать новые азиатские направления.

  Владельцы авиакомпании обратились за помощью в Банк развития внешнеэкономической деятельности, мотивируя это необходимостью выполнения своих обязательств перед Malev, заложенных в приватизационном контракте, и в сентябре получили кредит в размере €30 млн. Это решение банка о поддержке зарубежной авиакомпании, значительной частью которой владеют основные виновники нынешнего кризиса авиаперевозок, в российских авиационных кругах восприняли крайне негативно. Многие участники рынка считают, что менеджмент AiRUnion, имея в достаточном количестве и авиатехнику, и персонал, и средства, и воздушные линии, а главное, завидную поддержку со стороны государства, так и не смог грамотно организовать работу альянса.

Sky Express

  Опасности отправиться вслед за AiRUnion подверглась и авиакомпания Sky Express — позиционирующая себя как первый российский low-cost перевозчик. Во время сентябрьского заседания комитета по транспорту Госдумы РФ было заявлено, что на сегодняшний день Sky Express — один из крупнейших должников, поскольку его долг превышает 1 млрд рублей. В связи с этим в течение ближайшего времени предполагается принять решение о приостановлении деятельности компании.

  В свою очередь участники авиатранспортного рынка решили, что претензии авиационных властей к Sky Express необоснованны. Росавиация, по мнению специалистов, скорее, переносит события в AiRUnion на Sky Express, где основными акционерами также выступают г-да Абрамовичи. Напомним, низкобюджетная авиакомпания была создана два года назад при активном участии Бориса и Александра Абрамовичей, и их доля в компании превышает блокирующий пакет — 25% акций. В число других акционеров вошли Европейский банк реконструкции и развития — 20% акций, а также частные инвесторы, как российские, так и иностранные.

  Sky Express, чей авиапарк состоит из девяти самолетов Boeing 737, выполняет пассажирские авиаперевозки из базового аэропорта «Внуково» по девяти направлениям европейской части России. Кстати, а/п «Внуково» выступил на стороне авиакомпании, заявив об отсутствии просроченной задолженности перед аэропортовым комплексом. Согласно приведенным его руководителями данным, в январе-августе нынешнего года Sky Express обеспечил 13,2% пассажиропотока аэропорта. И гарантии базового аэропорта, где компания приобретает большую часть топлива, стали весомым аргументом в его пользу. Опровергла сообщение о финансовых трудностях и генеральный директор Sky Express Марина Букалова. По ее словам, «у перевозчика нет ни одного партнера, которому он не платил бы вовремя».

  Для справки, в прошлом году Sky Express перевез 680 тысяч пассажиров. За 8 месяцев нынешнего года компания увеличила объем пассажиропотока на 94% по сравнению с прошлогодним периодом, доведя общее число пассажиров до 710 тысяч. Рост обусловлен в первую очередь увеличением авиапарка и расширением маршрутной сети. В нынешнем зимнем сезоне SkyExpress вышла на рынок чартерных перевозок. По заказу туроператоров компания начала полеты в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, а в дальнейшем планирует летать и в некоторые европейские города.

  Впрочем, нельзя не отметить, что в Sky Express не все обстоит благополучно. В конце лета и начале осени рейсы компании периодически опаздывали, а некоторые и вовсе отменялись из-за недостатка исправных бортов, необходимых для обеспечения полетного расписания. Имело место и объединение отдельных рейсов. А недавно стало известно, что Sky Express может войти в состав авиаперевозчика, создающегося на основе AiRUnion. Однако подтверждений тому пока нет. Известно лишь, что сейчас ей активно интересуется правительство Москвы и даже готово стать акционером единственной бюджетной авиакомпании России.

«Авианова»

  Однако, судя по всему, вряд ли Sky Express долго будет пребывать в гордом бюджетном одиночестве. Несколько лет подряд над проектом создания нового российского low-cost перевозчика работает группа «А1». И как стало известно, в ближайшее время создающаяся авиакомпания может выйти на воздушные трассы.

  Старт проекта, получившего название «Авианова», намечен на январь следующего года. Новая авиакомпания будет базироваться в аэропорту «Домодедово» и начнет выполнять полеты на среднемагистральных самолетах семейства A320, которые предполагается брать в операционный лизинг. На первом этапе в компанию должны поступить от семи до десяти лайнеров, которые будут специализироваться на внутренних перевозках. Создатели «Авианова» строят весьма амбициозные планы и собираются и дальше пополнять флот компании теми же самолетами, доведя их число до 30–35 машин.

  «Авианова» на 49% принадлежит частным отраслевым иностранным инвесторам. При этом не исключено, что участие в проекте примет хорошо известный далеко за пределам авиационных low-cost структур Майкл О’Лири — создатель ведущей в мире бюджетной компании Ryanair. Он станет консультировать представителей группы «А1» по вопросам развития бизнеса. С другой стороны, сегодня в «Домодедово» успешно работают несколько западных низкобюджетных перевозчиков, в их числе Wind Jet, Norwegian Air, Niki, Clickair. Управляющая аэропортом группа компаний «Ист Лайн» в скором времени собирается создать в аэровокзальном комплексе отдельную зону обслуживания авиакомпаний-дискаунтеров.

  Таким образом, даже в нынешнее непростое для российской гражданской авиации время, когда разоряются и прекращают существование целые авиа-альянсы, на ее внутреннем рынке может появиться новый воздушный перевозчик, работающий по наиболее популярной среди пассажиров тарифной схеме.

Иван Коблов