TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

19.09.2006 Аэропорты сдаются в управление

Аэропорты сдаются в управление

За рубежом привлечение к управлению аэропорта профессиональной компании — достаточно распространенное явление. Из наиболее известных структур на мировом рынке работают BAA, Fraport, Hochtief, Aeroporti di Roma, а также крупнейшая компания Aeroports de Paris. В России же до сих пор такой практики не было. Сравнительно недавно о планах по привлечению к сотрудничеству специализированных управляющих компаний объявили два ведущих аэропортовых предприятия: ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и ОАО «Аэропорт Внуково». Кроме того, ОАО «Терминал», дочерняя компания «Аэрофлота», реализующая проект строительства «Шереметьево-3», также собирается в перспективе делать ставку на независимого аэропортового оператора.

Аэропорт "Шереметьево"

В конце июля стало известно,что оператором нового аэровокзального терминала «Шереметьево-1» станет компания, представляющая сингапурский аэропорт Changi. ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) и Changi Airports собираются создать совместное предприятие, которому перейдет в управление создающийся терминал. Подписан протокол о намерениях. Соотношение долей в СП пока не разглашается, однако известно, что контрольный пакет останется у «Шереметьево». Контракт о создании нового предприятия должен в ближайшее время получить одобрение Совета директоров МАШ.

Строительство нового терминала в секторе «Шереметьево-1», начавшееся нынешней весной,должно завершиться в конце года, а его официальное открытие запланировано на начало следую щего года. Финансированием за пуска аэровокзала в эксплуатацию и его дальнейшим обслуживанием займется СП. По экспертным оценкам, оборот терминала составит как минимум $200 млн, с которых оператор будет получать концессионный и дивидендный доходы. Кроме того, СП Changi будет осуществлять коммерческое управление терминалом, а наземным обслуживанием самолетов (хендлингом) аэропорт займется вместе с авиакомпанией SAS. Как сказано на сайте сингапурской компании, СП пла
нирует взять в управление и «Шереметьево-2», а также принять участие в конкурсе по отбору управляющей компании строящегося сейчас третьего терминала.

Эксперты особо отмечают, что «Шереметьево1» привлек к сотрудничеству управляющую компанию путем прямых переговоров, а не на конкурсной основе. По словам руководителей МАШ, одна из глобальных задач, стоящих перед всем аэропортовым комплексом «Шереметьево», — увеличение числа транзитных пассажиров. Ей в равной мере должен отвечать и терминал «Шереметьево1». При выборе управляющей компании руководители аэропорта исходили из того обстоятельства, что европейские операторы вряд ли захотят создавать из МАШ реального конкурента по обслуживанию транзитных азиатских потоков. Другое дело Changi, который ба зируется в ЮгоВосточной Азии. Его интересы полностью совпадают с шереметьевскими, поскольку Changi тоже заинтересо ван в увеличении пассажиропотока между Европой и Азией.

НАША СПРАВКА


Сингапурский аэропорт Changi — один из крупнейших аэропортов мира и 6й по объему обслуженных пассажиров в Азии. Его ежегодный пассажиропоток составляет более 30 млн человек. Changi состоит из двух терминалов, строится третий.

 Аэропорт "Внуково"

В июле московский аэропортовый комплекс «Внуково» отметил свое 65летие. В это же время Правительство Москвы и частная компания «ВнуковоИнвест» — основные акционеры аэропорта
«Внуково», объявили о проведе нии тендера по выбору управляющей компании. Победитель получит право на его управление в течение 1520 лет. При этом с его стороны потребуется инвестиро
вание развития аэропортовой инфраструктуры.

Как рассказал первый заместитель генерального директора «Внуково» Виталий Ванцев, разработана определенная схема взаимодействия с будущим оператором. Победитель тендера приобретет около 75% акций «Внуково Хэндлинг» — единственного сегодняшнего агента аэропорта. Их стоимость оценивается в $80 млн, которые будут на правлены на развитие комплекса. (Общая сумма на реализацию ряда намеченных проектов в портусоставляет не менее $300 млн). По словам Ванцева, ежегодно управляющая компания будет получать примерно $10 млн прибыли. Акционеры и менеджмент аэропорта сейчас ведут подготовку к конкурсу по выбору специализированного оператора. Его предполагается провести в сентябре — октябре, а итоги огласить до конца года. Состав участников неразглашается. Известно только, что определенный интерес к мероприятию проявили немецкие компании Hochtief и Fraport.

По имеющейся информации, в тендере может принять участие нынешний агент аэропорта — «Внуково Хэндлинг». Не исключено, что другим российским компаниям, занятым аэропортовым
бизнесом, вход во «Внуково» будет заказан, поскольку мэрия Москвы может сделать основным ограничением для претендентов опыт работы по профильной деятельности не менее 10 лет.
«Внуково», таким образом,имеет возможность стать вторым, после «Шереметьево», аэропортом России, отданным во внешнее управление. Причем будет иметь место редкий для мировой
практики случай, когда профессиональные операторы выступят еще и в качестве инвесторов по развитию собственности, находящейся в их непосредственном управлении.

НАША СПРАВКА


«Внуково» — четвертый по величине аэропорт России. В прошлом году он обслужил 3,6 млн пассажиров. Аэровокзальный комплекс «Внуково» состоит из двух терминалов.

 

Подготовил Игорь Горностаев