>  Аэропорты Москвы в центре России

01.09.2007Аэропорты Москвы в центре России

Аэропорты Москвы в центре России

До 2010 года правительство Москвы собирается принять участие в реконструкции 16 аэропортов Центрального федерального округа. Воодушевленные успехами обновленного «Внуково», находящегося в городской собственности, московские чиновники решили распространить свой опыт на всю среднюю полосу России. И потому одобрили проект постановления об основных направлениях развития воздушно-транспортной системы города на ближайшие три года.

Утвержденный план мероприятий включает два этапа. Первый (2007–2008) предполагает участие Москвы в модернизации и реконструкции региональных аэропортов в Иванове («Южный»), Калуге («Грабцево»), Нижнем Новгороде («Стригино»), Липецке, Воронеже («Чертовицкое»), Волгограде («Гумрак»), Петрозаводске («Бесовец»), Брянске и Тамбове («Донское»). На следующем этапе (2008–2010) город займется развитием аэропортов: Орла («Южный»), Оренбурга («Центральный»), Курска («Восточный»), Вологды, Белгорода, Ульяновска («Центральный»), Кургана, Костромы. Причем не исключено, что в дальнейшем этот список расширится.

И концу года также будет точно известно, сколько средств необходимо инвестировать в реконструкцию всех намеченных аэропортов. Как отметил заместитель начальника департамента транспорта и связи правительства Москвы Сергей Калитин, развитие каждого аэропорта потребует не менее 3 млрд рублей. Так что, учитывая объявленный прежде объем инвестиций в аэропорт Нижнего Новгорода — около 10 млрд рублей, общий объем финансирования может составить порядка 55 млрд рублей. При этом, как прокомментировал первый заместитель столичного мэра Владимир Ресин, если рассчитывать лишь на бюджет города, то можно заранее провалить всю программу. Поэтому власти собираются привлечь в эти регионы московский капитал. По словам руководителя отдела развития транспортных систем департамента транспорта и связи правительства Москвы Олега Никольского, выбор строительных подрядчиков на конкурсной основе проведет руководство специально создающихся акционерных обществ. И как он отметил, правительство Москвы рассчитывает, что строительством займутся все же московские фирмы.

Инвестиции и отдача

Как пояснил Олег Никольский, чтобы иметь гарантии сохранности инвестиций, планируется выкупать пакеты, преимущественно контрольные и блокирующие, в уставном капитале управляющих компаний аэропортов. Их имущество будет передаваться в ГУ «Московские авиационные услуги». Одновременно каждый региональный порт станет акционерным обществом, которое будет осуществлять оперативное управление. В будущем, сообщил г-н Никольский, не исключается создание единой компании по управлению аэропортовыми активами, и весьма возможно, что этим займутся структуры «Внуково».

Впрочем, общего правила приобретения акций не будет. В намеченных аэропортах разная форма собственности, а отсюда предполагаются и разные схемы финансирования. Но в любом случае работа с каждым аэропортом будет проводиться индивидуально. Так, контрольные пакеты акций аэропортов Иванова и Калуги уже приобретены правительством столицы. В Иванове полным ходом идет реконструкция. Московские власти, купив в этом году 78,95% его акций более чем за 500 млн рублей, инвестировали эти средства в начало работ. И на сентябрь-октябрь намечено получение свидетельства годности к эксплуатации. Всего же столичные власти намереваются вложить в ивановский воздушный порт более 1,5 млрд рублей и уже осенью начать разовые полеты, а затем и регулярное авиасообщение по России. В мае же следующего года, как утверждает первый заместитель председателя правительства Ивановской области Дмитрий Михеев, аэропорт получит статус международного.

Более скромная роль отводится калужскому аэропорту «Грабцево», он должен стать одним из логистических узлов. Тем не менее и здесь, как обещают чиновники, до конца нынешнего года будет организовано авиатранспортное сообщение. Наиболее крупное инвестирование запланировано в международный аэропорт «Нижний Новгород», акции которого Москва только планирует приобрести. Именно он в дальнейшем может стать основным внемосковским центром региональных авиаперевозок.

Дополнительный эффект от проекта, считают эксперты, власти Москвы надеются получить за счет загрузки своих дочерних предприятий — авиакомпании «Атлант-Союз» и аэропорта «Внуково». Вряд ли стоит сомневаться, что значительное число рейсов из региональных аэропортов станут выполняться во «Внуково» воздушными судами «Атланта». В «Атлант-Союзе» уже готовятся к масштабному выходу на региональный рынок, на котором компания пока еще не представлена. В августе на авиасалоне МАКС-2007 ее руководство презентовало свой новый 30-местный самолет Embraer 200, предназначенный для ближних перелетов. До конца года ожидается получение 7, а в будущем году еще 12 Embraer 120. В то же время заместитель генерального директора «Внуково-хендлинг» Юрий Кравчук достаточно скептически относится к идее создания на базе «Внуково» крупного стыковочного узла для местных авиаперевозок, поскольку, по его мнению, все аэропорты, где московское правительство будет проводить реконструкцию, не соответствуют оптимальным маршрутам для создания подобного хаба.

Испугались Москвы

Регионам явно не хватает средств на развитие собственной воздушной гавани, поэтому местные власти охотно пошли навстречу московским инвесторам. Однако не все аэропорты при этом оказались рады приходу москвичей. Так, первый заместитель директора аэропорта «Курган» Александр Домрачеев сообщил, что решение правительства Москвы стало полной и не особо приятной неожиданностью для всего трудового коллектива. Сотрудники относительно успешного аэропорта, как всегда в таких случаях, опасаются радикальных перемен, которые могут инициировать пришельцы.

Также и представители аэропорта Оренбурга, входящего вместе с авиакомпанией во ФГУП «Оренбургские авиалинии», прежде активно готовились к переходу в собственность администрации области. И теперь вовсе не горят желанием получить «лужковские инвестиции». Дело в том, что его руководители и руководство «Оренбургских авиалиний» опасаются конкуренции с авиакомпанией «Атлант-Союз», поскольку могут лишиться части пассажиров на наиболее прибыльном московском направлении, по которому сегодня компания выполняет три-четыре рейса в сутки. По этому поводу топ-менеджмент авиаперевозчика обратился в областное правительство, желая заручиться поддержкой со стороны субъекта Федерации.

Впрочем, как справедливо отмечают столичные чиновники, в таких масштабных проектах не последнее место занимает и человеческий фактор, о котором ни в коем случае нельзя забывать. И поскольку проекты находят одобрение у региональных властей, то москвичи уверены, что сумеют прийти к взаимопониманию и на всех других уровнях.

Интересно другое. Многие эксперты недоумевают по поводу предстоящих покупок столичного правительства, считая, что, вместо того чтобы приобретать неприбыльные активы региональных аэропортов, лучше потратить средства на нужды города. Однако в городском руководстве убеждены, что если есть свободные деньги, то можно помочь и регионам. Возможно, считает Олег Никольский, это единственный шанс не дать погибнуть региональным аэропортам, поскольку иные инвестиции в них вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. К тому же со временем Москва начнет получать неплохие дивиденды со своего приобретения. Необходимость капитальных вложений в провинциальные воздушные ворота объясняют также «производственной необходимостью», точнее, перегруженностью Московского авиационного узла. В то же время проект программы развития воздушно-транспортной системы сейчас находится на доработке. Как стало известно, кроме прочих вопросов, чиновники заняты поиском инвесторов.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт