TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  «Аэрофлот»: выход в Европу откладывается
Авиатранспорт

01.09.2008 «Аэрофлот»: выход в Европу откладывается

  «Аэрофлот» уже давно ищет пути выхода на внутриевропейский рынок воздушных перевозок. Для этого российской компании требуется стать владельцем либо совладельцем хотя бы одной ведущей авиакомпании континента. Еще не забыта прошлогодняя эпопея с участием «Аэрофлота» в тендере на приобретение итальянской национальной компании Alitalia. В результате сделка так и не состоялась, поскольку аэрофлотовское руководство справедливо сочло ее невыгодной. Первая неудача не остановила крупнейшего авиаперевозчика России, и очень скоро его топ-менеджмент заявил о намерении получить контроль над одной из таких компаний, как Austrian Airlines, JAT или CSA. И вот «Аэрофлот», похоже, определился с выбором.

Austrian Airlines

  В конце июля по каналам информагентств прошла информация, что «Аэрофлот — Российские линии» отказался от приобретения акций австрийской авиакомпании Austrian Airlines. Причины отказа не объяснялись, однако эксперты отметили несколько фактов, которые дают объяснение действиям российского перевозчика. Руководство и Наблюдательный совет Austrian Airlines с одобрения правительства страны собирались продать принадлежащие ему 42,75% акций авиакомпании, стоимость которых оценивается в $225 млн. При этом австрийцы не скрывали, что хотели бы, чтобы пакет достался представителям Евросоюза. В списке возможных покупателей на первом месте стояла немецкая Lufthansa и уже за ней шел российский «Аэрофлот».

  Кроме того, после резкого подорожания авиационного топлива, в Austrian начались очередные финансовые трудности: в первом квартале зафиксирован чистый убыток в размере более €60 млн. Чтобы снизить затраты, авиакомпания отменила некоторые дальнемагистральные рейсы, прежде всего в страны Юго-Восточной Азии. Это в свою очередь стало причиной последующего снижения объема пассажироперевозок на 17%, по сравнению с тем же периодом прошлого года.

  Исходя, в первую очередь, именно из этих реалий, считают эксперты, руководство «Аэрофлота» и приняло решение не подавать заявку на покупку австрийского перевозчика. В свою очередь в Austrian Airlines достаточно спокойно отреагировали на отказ россиян от участия в тендере. И сообщили, что потенциальный покупатель в любом случае будет определен до середины октября.

JAT

  В последнее время «Аэрофлот» проявлял повышенный интерес также к сербской компании JAT Airways. Россию с прошлого года считали претендентом №1 на ее приобретение, и еще месяца три назад многие специалисты были убеждены, что это уже решенный вопрос. Уверенности добавлял и тот примечательный факт, что в приватизации международного аэропорта в Белграде собирался принять участие и базовый аэропорт «Аэрофлота» — «Шереметьево». Таким образом, российский перевозчик и его партнеры по глобальному альянсу SkyTeam получали возможность организовать два крупнейших хаба в Восточной (Москва) и Юго-Восточной Европе (Белград).

  Есть еще один принципиальный момент. Сербия до конца нынешнего года собирается ратифицировать договор с Евросоюзом об «открытом небе». А по его условиям компаниям, не входящим в пространство ЕС, нельзя при покупке активов резидента претендовать на долю, большую, чем 49%. В свою очередь «Аэрофлот», участвуя в тендере, претендовал на приобретение контрольного пакета акций сербского перевозчика. Поэтому было решено провести конкурс именно сейчас — пока договор не вступил в силу.

  Однако и эта стопроцентная, казалось бы, сделка сорвалась, либо была отложена до лучших времен. Выставляемый на продажу государственный пакет акций в 51%, с возможностью увеличения до 70%, вначале планировалось продать как минимум за $150 млн. В дальнейшем, с учетом набирающего силу топливного кризиса, стоимость контрольного пакета JAT, по рекомендации консультирующего сделку банка Rotschild, было решено снизить до $80 млн. Но и эта цена, по мнению руководства «Аэрофлота», не соответствует реальному положению дел на рынке авиаперевозок. Как заявила руководитель пресс-службы авиаперевозчика Ирина Данненберг: «В условиях резкого роста цен на топливо нет смысла платить столько за компанию, которая ничего не стоит». К тому же на возможного покупателя JAT ложатся обязательства по выплате накопившихся долгов, размер которых составляет $385 млн. Также от него потребуются серьезные инвестиции в обновление устаревшего авиапарка компании, куда входят 17 возрастных самолетов Boeing 737-300/400 и ATR-72.

  Между тем, с 1 августа, как и планировалось, объявлен тендер на покупку авиакомпании JAT, заявки принимаются до 26 сентября, конкурсные предложения рассматриваются до 24 октября. Российский перевозчик, судя по всему, не будет в нем участвовать. Большинство экспертов одобряют такие действия, отмечая, что покупать JAT на пике роста цен на авиатопливо довольно рискованно, поскольку огромный долг и устаревший флот не позволят быстро окупить затраты.

CSA Czech Airlines

  После отказа от остальных сделок у российского авиаперевозчика остался лишь один вариант — чешская CSA Czech Airlines. Эта авиакомпания полностью принадлежит государству и, что немаловажно, входит в альянс SkyTeam, членом которого является «Аэрофлот». Это, в случае их объединения, позволит наиболее эффективно управлять ресурсами и довольно быстро повысить коммерческую отдачу от многих рейсов. К тому же «Чешские авиалинии» считаются крепким авиаперевозчиком, который давно и с хорошей стороны известен в Европе. При этом он также давно, еще с советских времен, сотрудничает с «Аэрофлотом». И потому приобретение CSA, считают специалисты, укрепит позиции россиян как на международном рынке, так и внутри авиаальянса.

  С другой стороны, пока еще не объявлены размер и цена реализуемого пакета акций CSA, а также ничего не сказано о финансовых обязательствах, которые перейдут к будущему инвестору. И опять же, по условиям европейского законодательства, нерезидент Евросоюза может приобрести только 49% от общего пакета акций. Хотя, по мнению аналитиков, при разумной цене покупка чешской CSA в любом случае окажется выгодной. Сейчас, по словам заместителя генерального директора по финансам и планированию компании Михаила Полубояринова, «Аэрофлот» собирается сосредоточить свои усилия на предстоящей борьбе за Czech Airlines. Конкурс скорее всего будет объявлен в начала следующего года.

Иван Коблов