>  Аэрофлот в «Шереметьево-3» придет, но через год

01.04.2008Аэрофлот в «Шереметьево-3» придет, но через год

  Пассажирский терминал №3, строящийся рядом с терминалом №2 столичного аэропорта «Шереметьево», начнет работу не раньше весны следующего года. Прежде его торжественный запуск намечался на начало 2008-го, а еще раньше — на конец 2007 года. Таким образом, специалисты и менеджмент основного инициатора создания этого аэровокзального комплекса — авиакомпании «Аэрофлот» — не выполнили собственный план строительства. Как сообщает руководство перевозчика: «Просчитались из-за излишнего оптимизма. А что оставалось делать в сложившихся условиях?» Хотя каких-либо особых форс-мажорных обстоятельств, оправдывающих просчет (и не на сколько-нибудь, а на целых полтора года) не было и нет в помине

Просчитался ли «Аэрофлот»?

  Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов выявил причины задержек и публично их озвучил. Во-первых, затянулось оформление земельного участка, отведенного под новое аэровокзальное здание. На эту непростую бюрократическую процедуру ушло более 10 месяцев. Во-вторых, еще полгода потребовалось на согласование архитектурного облика будущего аэровокзала, претерпевшего некоторые изменения. Наконец, по словам г-на Окулова, потребовалось немало времени и на подключение к энергосетям.

  Немаловажно и то обстоятельство, что первоначально все работы по строительству третьего терминала аэропорта, оценивались примерно в $430 млн без НДС, а теперь затраты на «Шереметьево-3», с учетом инфляции и снижения курса американского доллара, выросли как минимум на треть. Теперь, из-за увеличения стоимости проекта, придется привлекать новые заемные средства. По словам Валерия Окулова, заявки уже поданы во «Внешторгбанк» (ВТБ) и «Банк развития».

  Согласно скорректированному графику все строительные работы предполагается завершить к концу 2008 года, а в марте 2009-го перевести в новый терминал большинство рейсов «Аэрофлота», для которого он, собственно, и создается. В «Шереметьево-2» останутся только рейсы компании в США, поскольку это связано с некоторой миграционной спецификой. В «Шереметьево-3» также перейдут и члены глобального авиаальянса SkyTeam, летающие в Москву: Air France, KLM, Alitalia, CSA Czech Airlines, Delta Airlines, Korean Air, China Southern Airlines. Передислокация всех этих авиаперевозчиков заметно разгрузит второй терминал «Шереметьево», высвободив его для увеличения количества рейсов остающихся там компаний. (Согласно данным аэропорта, около 60% его взлетов-посадок приходится сейчас на «Аэрофлот» и 5% на членов SkyTeam.) Новый аэровокзальный комплекс, как планируется, на первых порах будет обслуживать около 10 млн пассажиров в год. При этом его максимальная пропускная способность составит 14 млн пассажиров.

ВПП и планы на 20 с лишним лет

  Для возведения «Шереметьево-3» «Аэрофлот» специально создал дочернее предприятие ОАО «Терминал» — оператор идущего строительства. В числе его акционеров есть также и банковские структуры — ВТБ и ВЭБ, но нет ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ), а потому он не сможет в дальнейшем получать прибыль от нового аэровокзала. Впрочем, аэропорт давно претендует на блок-пакет акций в «Терминале». Однако, по словам Валерия Окулова «сейчас вообще нет смысла продавать этот пакет, поскольку его стоимость постоянно растет». О продаже, по мнению главы «Аэрофлота», можно будет думать года через три.

  Однако прежние «главные воздушные ворота страны» и без того набрали завидный темп по сравнению с множеством других аэропортов, как российских, так и зарубежных. Так, в начале марта «Шереметьево» после двухлетней реконструкции ввел в строй вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП). Она имеет современное светосигнальное и радиотехническое оборудование. Обновленная полоса длиною 3700 м позволит аэропорту увеличить пропускную мощность на 30% и принимать самолеты любых типов. На церемонии открытия ВПП-2 глава Росавиации Евгений Бачурин сказал, что «государство переходит от этапа модернизации транспортной инфраструктуры страны к ее комплексному развитию». Генеральный директор аэропорта Михаил Василенко отметил, что «успешная реконструкция полосы — это пример эффективного сотрудничества государства и крупной госструктуры». По его словам, у «Шереметьево» появилась возможность «сделать воздушное движение более интенсивным за счет увеличения количества взлетно-посадочных операций, при этом уровень авиационной безопасности и технической надежности аэропорта только возрастет». Усиление «Шереметьево», как особо отмечают аналитики, приведет и к заметному в ближайшее время росту конкурентоспособности базирующегося здесь «Аэрофлота».

  Кроме того, как сообщил Михаил Василенко, до конца года МАШ планирует завершить подготовку проекта строительства уже третьей взлетно-посадочной полосы, которая обойдется примерно в 18 млрд рублей (около $720 млн). Под нее зарезервировано 420 га земель, однако аэропорт рассматривает возможность увеличения этих площадей более чем в два раза — до 1000 га: как отмечают его специалисты, это заметно повысит окупаемость проекта. Согласно плану длина третьей полосы составит 3200 м, ее планируется оборудовать скоростными рулежными дорожками, а также построить перрон, рассчитанный на 64 самолетоместа. Но самое главное — третья полоса увеличит пропускную способность «Шереметьево» до 35 млн пассажиров в год.

  Известная международная консалтинговая группа Scott Wilson разработает мастер-план развития аэропорта «Шереметьево» на период до 2030 года с учетом существующего генерального плана и плана строительства ВПП-3. Документ увидит свет в сентябре нынешнего года. Мастер-план определит долгосрочную стратегию развития территории воздушного порта, послужит инструментом для привлечения инвестиций и основой планирования деятельности аэропорта. Прежние же планы, выдвигаемые руководителями «Шереметьево», были довольно амбициозны. Так, последний раз его топ-менеджмент заявлял о намерении стать к 2015 году лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров. Причем к этому времени он должен обслуживать уже порядка 35 млн пассажиров в год. В нынешнем году, опять же по плану, услугами аэропорта «Шереметьево» должны воспользоваться около 15 млн человек.

Иван Коблов




НАША СПРАВКА

  Международный аэропорт «Шереметьево» — второй по величине авиационный порт России, через который в 2007 году прошло 14,4 млн пассажиров. Аэропорт, в котором в настоящее время действуют три терминала — «Шереметьево-1», «Шереметьево-2» и открывшийся в прошлом году терминал «С», — полностью принадлежит государству. Проектная площадь строящегося «Шереметьево-3» составляет 195 тысяч м2. Для сравнения: внутренняя территория «Шереметьево-2» занимает немногим более 105 тыс. м2.

Еще статьи из категории Авиатранспорт