>  «Аэрофлот» в борьбе за «Шереметьево-3»

07.06.2005«Аэрофлот» в борьбе за «Шереметьево-3»

«Аэрофлот» в борьбе за «Шереметьево-3»

В конце июня авиакомпания собирается приступить к строительству нового терминала «Шереметьево-3». Что принципиально важно, изначально инициатива полностью принадлежит национальному перевозчику. Как известно, в нынешнем году Минтранс РФ собирался провести лишь реконструкцию действующего «Шереметьево-2» и только после того возводить новый аэровокзальный комплекс. Однако «Аэрофлот» откровенно проигнорировал рекомендации подождать со строительством, начав действовать самостоятельно.

Многострадальный терминал
С третьим терминалом «Аэрофлоту» не везет просто фатально. Попытки построить в «Шереметьево», работающем на пределе своих возможностей, новое аэровокзальное здание предпринимаются лет восемь. Причем авиакомпания уже давно арендовала под него на 49 лет у Администрации Химкинского района земельный участок в 50 гектаров, расположенный в 700 метрах от здания «Шереметьево-2». К тому же еще и успела вложить в проект около $30 млн.
И хотя генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов неустанно повторял, что перевозчик «задыхается в «Шереметьево», строительство так и не начиналось. И уже не раз оно оказывалось замороженным, прежде всего потому, что госчиновники не могли прийти к единому мнению о роли авиакомпании и самого аэропорта в его реализации.

Проект строительства «Шереметьево-3» по заказу «Аэрофлота» уже давно разработала французская фирма ADP Ingenierie. Расчетная пропускная способность этого терминала составит 9 млн пассажиров в год, стоимость строительства — около $430 млн. Для реализации проекта авиакомпания создала в прошлом году 100%-ную дочернюю фирму — ОАО «Терминал». И тут-то ей впервые пришлось столкнуться с неожиданным противодействием.

А Минтранс против…
Надо отметить, что министр транспорта России Игорь Левитин (он же председатель совета директоров МАШ) еще прошлым летом утверждал, что «Шереметьево-3» — проект исключительно аэрофлотовский. И хотя Валерий Окулов заявлял о готовности поделиться с ОАО МАШ долей в новом проекте, никакого внятного ответа со стороны менеджмента аэропорта так и не последовало. Однако осенью, когда созидательные намерения авиакомпании стали очевидны, министр неожиданно поменял свою позицию, вдруг заявив, что вопрос о строительстве третьего терминала должно решать государство, поскольку оно владеет контрольным пакетом акций «Аэрофлота».
В проекте «Шереметьево-3», отметил министр, обязательно должен участвовать и МАШ. «Только в этом случае схема развития всего аэропорта будет наиболее продуманной и даст ему возможность успешно конкурировать с другими аэропортами. К тому же, с точки зрения государственных интересов, разделение «Шереметьево» на два существующих и третий терминал недопустимо». Поэтому, сделал вывод г-н Левитин, МАШу должен принадлежать 51% акций (контрольный пакет) компании, которая будет строить и эксплуатировать «Шереметьево-3».

Однако в «Аэрофлоте» не спешили соглашаться с обновленной позицией Минтранса. Авиакомпания была готова поделиться с «Шереметьево» акциями, но на принципиально иных условиях. «Пока аэровокзал будет строиться, контрольный пакет «Терминала» должен находиться у «Аэрофлота», — сообщил Валерий Окулов. — И только после завершения строительства возможно обсуждение других вариантов». Как отметили эксперты, выкупить контрольный пакет акций МАШ самостоятельно не сможет, поскольку у него просто нет средств. (По экспертным данным, 51% акций ОАО «Терминал» оценивается в сумму от $60 млн до $65 млн.)

И все же договорились!
Тем не менее на совместном заседании советов директоров «Аэрофлота» и «Шереметьево» решение о строительстве третьего терминала совместно все же было принято. Руководители двух компаний подписали соглашение о вхождении «Шереметьево» в ОАО «Терминал». На заседании совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» было решено согласиться на покупку блокирующего пакета в «Терминале» — 25% + одна акция. Кроме этого, после завершения строительства «Шереметьево-3» МАШ получил право на выкуп еще не менее 25% его акций, доведя их число до уровня контрольного пакета. Но на время строительства контрольный пакет акций третьего терминала остался у «Аэрофлота».

Отметим, что проектом заинтересовались и сторонние инвесторы. В феврале о своем намерении выделить до $400 млн под строительство «Ш-3» объявил Внешторгбанк, подписавший соглашение о сотрудничестве с «Шереметьево». Чуть позже о желании участвовать в строительстве заявил и Сбербанк. Совет директоров «Аэрофлота» официально утвердил всех четырех участников в качестве акционеров «Терминала». Как было прежде условлено, МАШ приобретает акции по схеме «25% + 1». Однако как делить оставшийся пакет между остальными участниками проекта, еще не решено.
Это определится несколько позднее, в ходе переговоров менеджмента «Аэрофлота» с представителями двух банков. И все же предварительная договоренность по этому вопросу была достигнута. До 30% акций решено отдать Внешторгбанку, 15% — Сбербанку, «Аэрофлот» сохранит за собой оставшиеся 30%. Поскольку общая стоимость проекта «Шереметьево-3» составляет около $430 млн, то при таком раскладе Внешторгбанку предстоит инвестировать в работы порядка $130 млн, а Сбербанку — около $65 млн.

Четвертый терминал
Названо и время начала строительства «Шереметьево-3» — конец июня. Срок его выполнения, согласно утвержденному проекту — 24 месяца. Однако, как заявил в мае министр транспорта Игорь Левитин, терминал, скорее всего, удастся построить не раньше конца 2007 года. По его словам, «Аэрофлот» до начала строительства должен завершить конкурс по выбору генерального подрядчика, а также согласовать доли участия Сбербанка и Внешторгбанка в проекте. А уже к моменту завершения строительства «Шереметьево-3» к аэропорту должны быть подведены новые автомобильные и железнодорожные магистрали.

Решено также провести и реконструкцию «Шереметьево-2», на что руководство аэропорта собирается выделить 50 млн рублей. Учтено и пожелание гендиректора «Аэрофлота», что до постройки «терминала №3» нельзя торопиться с масштабной модернизацией «терминала №2», поскольку это нанесет существенный ущерб пассажиропотоку компании. Потому к реализации ремонта решено приступить в минимальном объеме. Работы уже начались и, как уверяют в пресс-центре МАШ, должны идти без прекращения деятельности аэропорта и потери его пропускной способности. «Шереметьево-2» предполагается соединить галереей с возводимым «Шереметьево-3» и создать единую для них структуру по обработке багажа.

В то же время руководство «Шереметьево» считает, что новый аэровокзал лишь на время решит проблему растущего пассажиропотока. Ведь по оценкам специалистов, к 2010 году число пассажиров в МАШ превысит 20 млн человек в год, в то время как сейчас оно составляет 13 млн. И поэтому шереметьевское начальство уже успело анонсировать… четвертый терминал. Строить его необходимо сразу же после окончания возведения третьего. По информации пресс-службы аэропорта, это строительство уже внесено в перспективный бизнес-план. Его стоимость может быть сопоставима с суммой $430 млн, которую намечено потратить на «Ш-3». И при оптимистичном развитии событий создание новейшего — четвертого — терминала начнется уже в 2008 году.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт